Для тех, кто пропустил первую серию МК, напоминаю — речь идет о ярусной юбке воланами, несколько готовых аналогов которой вы найдете у меня в блоге. Модель не нова, выкройка подробно описана, но только в этом, трехсерийном, мастер-классе я рассказываю весь путь создания юбки.
Итак, когда проделана тщательная предварительная работа по созданию выкройки, отступать некуда – придется кроить и шить юбку. Сразу скажу, что чудес пакетного раскроя не будет. Не тот случай. Чем аккуратнее будут перенесены детали кроя на ткань, тем проще шить и более предсказуем результат. Если у вас сложная ткань, то советую семь-десять раз подумать, прежде, чем шить из нее такую юбку. О некоторых сложностях с раскроем такого типа юбки я уже писала.
В этой части мастер-класса я расскажу не просто о том, как накрошить ткань выкроить конкретную юбку. Я также немного потеоретизирую о том, как “бороться” с тканью в полоску (клетку).
Нам понадобится:
- Заявленная ранее ткань.
- Мягкий карандаш (мел или исчезающий маркер).
- Ножницы.
- Портновские булавки.
- Отрезок мягкой резинки длиной 85см и шириной 2см, она в данном случае исполняет роль ружья, которое должно выстрелить только в следующем акте.
Итак, раскладываем ткань в один слой изнаночной стороной вверх. Поскольку примерный план раскладки уже известен заранее, под него создавалась выкройка, то начинаем сразу раскладывать детали и обводить их карандашом. Детальку удобно чем-нибудь зафиксировать, например, я использую кусок толстого стекла с шлифованным краем. Не забываем про то, что так забавно полученные метки следует обязательно перенести на ткань. Следует также нанести линии сгиба поясной кулиски.
Лирическое отступление о чудесах пакетного раскроя.Если при раскладке выкройки вы будете использовать рекомендации по расходу ткани из программы, то можно, конечно, поступить проще. Сложить стопочки по 6 штук из нарезанных прямоугольников и выкроить сразу с помощью раскройного ножа и мата (коврика для пэчворка).
Минусы такого способа:
- рисунок на ткани учесть практически невозможно;
- останется много мелких лоскутков.
Плюсы:
- быстро;
- удобно тем, у кого мало места для раскроя.
Но потом рисовать все равно придется, а обводить контур детали, когда уже нет большого отреза ткани, и долевая нить угадывается по переплетению, сложнее. Так что Вам решать, как кроить, но это зависит не только от Ваших желаний, но и от выбранной ткани.
С этой юбкой у меня “пакетный” раскрой не получился ни для одного из уровней. Как вы помните, мы уже выяснили все в процессе проектирования выкройки, что для верхнего и нижнего ярусов понадобится раскладка в обоих направлениях с перехлестами.
А вот с раскроем среднего яруса – веселее, тут меня поджидали “сложности рисунка в полоску”. “Какие могут быть сложности с полоской?” -—спросите вы. Давайте поговорим об этом.
Выбранная для этого мастер-класса ткань с волнистой неосесимметричной полосочкой хоть и эффектно смотрится, очень неоднозначно стыкуется между собой. В данном случае мы имеем дело с полоской, которая не имеет оси симметрии, но повторяется с раппортом 8.3 см по горизонтали (рисунок ниже слева). И если мы выкроим из нее клин со скошенными сторонами, не задумываясь о раппорте (рисунок ниже справа) и …
последовательно, как показано стрелочками на рисунке ниже (слева), стачаем, то совмещение рисунка на клиньях может оказаться неприятным сюрпризом (справа).
Конечно, можно “порвать на себе волосы” от того, что “самое главное-то и упустили”, “отмотать киноленту” и пересчитать выкройку заново. Но, если вы уж читаете это, то поняли – пересчитывать мы не будем.
Опытным путем установлено книжки мы не читаем, что если полоска не осесимметричная, но повторяющаяся с заданным раппортом, то нужно кроить, укладывая детали строго с учетом раппорта: половину деталей в одном направлении, а другую половину — в зеркальном отображении. Затем стачать каждую со “своим отражением”. Как показано стрелочками на рисунке.
Это, конечно, идеалистичная картинка, потому как с другой стороны на полоске есть волны с раппортом 7.8см по вертикали, это показано на картинке выше, на той, где указан раппорт по горизонтали. Вот к этому идеалу и будем стремиться при раскрое, то есть фактически при раскрое этой ткани надо подходить к ней, как к ткани в клетку. Причем клетку несимметричную.
___________ Лирическое отступление, можно пропустить или прочитать потом__________
Теоретически, такие ограничения по раскрою полоски (клетки) можно сразу заложить в расчете выкройки. Но как именно?
Будем рассуждать издалека. По сути, если у нас неограниченное количество ткани, то никакая полоска с клеткой нам не страшны, как на рисунке слева. Сложности будут тогда, когда раппорт слишком велик, а ткани мало — рисунок по центру.
К чему все эти примеры? К тому, что раскладка клиньев в зеркальном отражении может помочь даже в сложных вариантах несимметричной полоски — рисунок выше справа. Так же может помочь и раскладка, в которой часть клиньев можно стыковать без учета раппорта, так, как стыковка пойдет по участку “без рисунка”.
Когда надо разложить детали по ширине без размаха, а только с учетом припусков, тоже есть выход. И чем меньше раппорт, тем очевиднее решение.
Оптимально, когда размер детали кратен раппорту рисунка. Вот только раппорт может быть больше желаемой ширины детали, и тогда, в условиях строгих ограничений ткан, спасет только фантазия. Если же раппорт мелкий, то можно пересчитать количество полных раппортов по ширине или длине ткани (N), определиться — какое количество деталей (K) мы хотим по этой самой ширине разместить, тогда станет понятно, сколько раппортов можно использовать на одну деталь: целая часть числа от деления (N/K). Затем измерить величину самого раппорта (l) в см. И тогда, по нехитрой формуле, можно вычислить допустимый размер ширины детали (с учетом припусков, разумеется): L = (целая часть числа от (N/K))*l. Именно исходя из этой величины, и рассчитывается выкройка.
Однако, в таких случаях трудно учесть “неполные” раппорты или “остатки от деления”. Зато такой способ расчета хорош при “пакетном” раскрое.
Следуя предложенной формуле, для раскроя средней части клина я должна была бы рассчитывать на лоскуток ткани шириной L = (целая часть числа(13/3))*8.3 = 33.2см и длиной L = (целая часть числа(6/2))*7.8 = 23.4см. Однако, при таких параметрах лоскута для выкраивания среднего клина, не получилась бы юбка даже отдаленно напоминающая ту, которую я задумала.
Вы справедливо можете заметить, что никто не отменял вариант раскладки “в столбик”, т.е. 2 детали по ширине и три по высоте. Выглядит немного абсурдно: по ширине L = (целая часть числа(13/2))*8.3 = 49.8см, а по высоте L = (целая часть числа(6/3))*7.8 = 15.6см. Теоретически, конечно, из такого лоскутка можно раскроить вставку высотой примерно 5см, но с хорошим углом клешения.
Цель этого лирического отступления показать, что есть приемы раскроя, которые можно использовать при пошиве такой юбки. Однако, рассчитывать заранее просто “по формуле” раскладку с учетом рисунка можно только при неограниченных ресурсах ткани. С другой стороны, используя графические редакторы и наличие легко изменяемой в электронном виде выкройки, можно осуществить этот процесс виртуально, что существенно расширяет возможности творчества “без потерь”.
Но теперь пора вернуться от “сферических коней в вакууме”, к нашей конкретной ткани.
Спроектированная деталь с учетом припусков на швы занимает чуть более 4.5 раппортов. Поскольку оптимизировать ее под рисунок я отказалась (см. лирическое отступление), то из двух вариантов расположения детали на ткани, представленных ниже, я выбрала левый, так как именно в этом случае я могла использовать и “неполные” раппорты в раскладке.
Засада оказалась именно там, где я и ждала: три детали по ширине не помещаются с учетом раппорта, только со смещением. Но вот с учетом того, что для совмещения рисунка, надо кроить детали в обоих направлениях, раскладка получилась просто «фееричная». Раскладку на ткани я не стала фотографировать, но схематично она выглядит вот так:
Теперь, чтобы не запутаться при стачивании, можно подписать клинья: раскроенные “прямо” – “1”, в зеркальном отображении – “2” или как в детском садике: “O” и ”*”. Я же предлагаю сразу пронумеровать все детальки от 1 до 6. До вырезания их из ткани! Что бы уж точно не запутаться при стачивании.
Когда нарисовали на всех лоскутах все элементы выкройки, пронумеровали их, еще раз все пересчитали и убедились, что у нас есть по 6 штук каждой детальки. Берем ножницы и таки портим добро, нажитое непосильным трудом вырезаем их, оставляя по 1.5см на припуски по всем швам.
Лирическое отступление: если ткань лежит у вас в закромах уже не первую пятилетку, то резать ее гораздо приятнее. Нет ощущения, что нарезаешь в лапшу только что вынутые из кошелька дензнаки, а наоборот, есть удовлетворение от того, что хомяк был прав, когда тянул в закрома эту тряпочку.
Если, глядя на ворох цветных лоскутков, возникли сомнения в расположении крупного рисунка на готовой юбке, то детали клиньев можно заранее поскладывать друг с дружкой или “веером”и посмотреть, как рисунок соседних деталей сочетается. Иногда это важно, но в данном случае я не увидела принципиальных различий.
Однако, я рекомендую именно на этом этапе окончательно пронумеровать детали каждого яруса от 1 до 6, как и полосатые. Подписать прямо на ткани или приклеить метки. Для подписывания деталей удобно использовать малярный скотч или мелкие стикеры. В данном случае я постаралась нарисовать цифирьки прямо на ткани.
В общем, будем считать, что с нумерацией деталей определились окончательно. Для удобства разложим детали в кучки — по “уровням”:
По сути, нашли еще один повод оттянуть подход к швейной машинке. Но больше — ни шагу назад! Только вперед! Но уже в следующей части. Надеюсь, что у вас еще осталось желание почитать заключительную часть этой эпопеи.
Если же у вас еще остались вопросы по раскрою, то в обсуждении этого мастер-класса я с удовольствием на них отвечу.