Если раньше мои мастер-классы состояли из кучки рассуждалок с абстрактными картинками из Excel и, вуаля — готовая юбка, то теперь я хочу продемонстрировать полностью пошаговое исполнение: от построения выкройки до готового изделия, а в качестве “приправы к основному блюду” продемонстрировать еще одно нововведение в расчет “продвигаемой” мною юбки. На этот раз я попытаюсь сократить “информационный удар” от мастер-класса, но не за счет снижения детализации или уменьшения “потоков воды”, просто разделю весь процесс на три логических составляющих. А то самый популярный комментарий к моим мастер-классам: ”забрала в норку, потом буду разбираться”. Давайте разбираться сразу!
В этой части будет рассказано всё о выкройке: от творческого замысла до бумажного воплощения.
Начну с обещанного выше “нововведения”, чтобы быстрее покончить с теорией и перейти к практике.
Я добавила в расчеты возможность построения выкройки верхней части клина юбки для тех, кому лень втачивать молнию и притачивать пояс. Это, конечно, не добавляет изящества юбке в целом, но зато существенно упрощает процесс, что для многих очень важно. Алгоритм прост, если вы читали и более или менее разобрались с предыдущими уроками моделирования:
1) рассчитываем юбку, как обычно;
2) на выкройке верхнего клина по линии талии строим отрезок равный (ОкружностьБедер+СвободаОблегания)/число клиньев;
3) концы отрезка из пункта 2 соединяем с крайними точками на нижней части выкройки;
4) достраиваем вверх полоски шириной 2.5см для кулиски резинки(вместо пояса).
Если изобразить в картинках, то суть нововведения состоит в переходе от красной линии к зеленой, а цифири excel сам вычислит.
Если на бытовом языке, то делаем талию на юбке так, что бы через бедра налезала, а в остальном ничего не меняем.
А теперь непосредственно к процессу создания юбки “с нуля”.
Чем мне нравится этот процесс? Тем, что собственно стадия эскизного проекта лихо совмещена со стадией технического проектирования. Почему? Для меня лучший рисунок — это чертеж. Эскизный рисунок или фото платья для меня почти пустой звук, а вот технический рисунок или набор деталей кроя — дают самое полное представление о том, что получится в итоге.
Итак. Начнем процесс создания юбки с макетирования. Открываем экселевский файл с расчетами юбки, который я уже подробно описывала не один раз.
Открываем вкладку “Расчеты 3-х ярусной юбки”. Заносим свои параметры в табличку.
В ячейки, обведенные красной линией — свои мерки: ОТ, ОБ, ВБ. Я взяла стандартные данные для 44-го размера по сетке BURDA. И начинаем фантазировать над параметрами, которые можно занести в ячейки, обведенные зеленой линией в “условиях жестких ограничений”. Так проще. Если все можно, то уже и не знаешь с чего начать. Какие же у меня “жесткие ограничения”? Самые банальные — лоскуты ткани фиксированных размеров. В наличии имеются три вида ткани:
Хочется получить универсальную юбку на лето для женщины, у которой возраст примерно равен размеру. Т.е ТТХ(тактико-технические характеристики) юбки должны удовлетворять требованиям:
- “для похода в универсам”(c);
- для поездки на дачу;
- для курорта;
- для мегаполиса.
Процесс “рассасывания сладкой конфетки”, осмысливание главных хотелок, я пропущу и вкратце расскажу о том, как удалось выполнить условия, поставленные “ограничениями”.
Изначально я задала свои “хотелки”: 85см — длина, нижний ярус — 20см, средний — 10см:
Посмотрев на расчетный расход ткани по каждому ярусу, и сравнив его со своими лоскутами, я поняла, что вот так сразу то, что хочется — не получится.
Ну что ж… будем качать циферьки туда-сюда, пока не получим компромисс между желаемым и возможным. Например, как-то так:
Самые внимательные уже заметили, что программные данные для раскроя нижнего клина несколько превышают размеры реальных лоскутов и по длине, и по ширине:
27 * 3 = 81см > 72см 58 * 2 = 116см > 110см
Но мы же не просто математики, мы же еще и кроить немножко умеем, благо рисунок позволяет кроить туда-обратно. А еще неотступная мыслишка, что обрезки надо минимизировать. Но принтер жалко гонять за зря, так что выкройку пока печатать не будем, а проверим: поместятся ли нижние детали клина на лоскутке. Графический редактор, в отличие от принтера, расходует только время, а не чернила и бумагу. Поэтому проведем несколько нехитрых операций с проектом выкройки.
Прямо из экселевского листа расчета, копируем картинку выкройки нижней части клина. Обрезаем сначала ненужные оси и поля, затем ластиком подчищаем остальное пространство прямоугольника.
А теперь самое главное: задаем реальные размеры прямоугольника, согласно цифирям на осях… ну или в масштабе, главное не забыть коэффициент маштабирования. В Photoshop это выглядит примерно так (слева):
Полученный рисунок сохраняем (на всякий случай). Заодно создаем новый файл с размерами, как у нашего лоскутка ткани — показано выше справа.
Затем, с удовольствием раскладываем виртуальные детали кроя на виртуальном отрезе ткани. Убеждаемся, что “всё у нас получится”(с).
Те же самые операции можно (нужно) проделать и с деталями верхних клиньев, поскольку есть превышение “требуемых размеров”, пусть и незначительное:
29 * 2 = 58см > 55см или 29 * 4 = 116см > 110см.
Проделываем все также, как и с нижней деталью клина, и убеждаемся:
После всех этих процедур, делаем вывод — можно смело отправлять выкройку на принтер.
К сожалению, одного нажатия кнопки опять недостаточно. Так что теперь я расскажу, как напечатать выкройку.
Переходим в экселевском файле к вкладке “ Верхняя часть клина”:
Копируем в графический редактор поле рисунка, затем маштабируем его, согласно величинам, указанным на осях (в см).
И отправляем на принтер прямо из графического редактора. Однако, если у вас нет принтера для печати листов формата A3, а тем более A2, то придется повозиться, посылая на печать один и тот же рисунок несколько раз, по частям. При этом внимательно следите за тем, что бы все участки рисунка попали на печать. Лучше печатать “с запасом”:
Вот так продолжаем мучить принтер и с остальными картинками выкроек для средней и нижней частей клина. Не забываем маштабировать!
Вредный совет: в целях экономии ресурсов принтера и бумаги, можно на одном листе для печати размещать сразу несколько фрагментов выкройки. Например, при печати нижней детали клина, когда осталось напечатать только выделенные фрагменты, можно не два листа замарать на принтере, а только один. Как это сделать, каждый решает сам, согласно возможностям работы в любимом графическом редакторе, на рисунке приведен принцип такого “совмещения”.
Хочу заметить, что это не самый “элегантный” способ довести график выкройки до ее бумажного воплощения. Есть более красивые, но сложные технически, требующие конкретного ПО и ТО, способы распечатать из Excel в реальном размере. Я оптимизировала этот процесс исключительно из “своих потребностей.
Получив горку листов А4, надо их аккуратно склеить, чтобы получить детали выкройки:
Конечно, есть еще и путь описанный в другом моем мастер-классе. Тогда страшное слово “маштабирование” можно вообще в голову не брать, но опять понадобится “конкретное ТО” в виде коврика для квилтинга, он же — мат для резки бумаги. Я делаю и так, и так — по настроению. Если бы я озадачилась легкостью тиражирования выкроек, то, возможно, переводила бы картинки в PDF-формат, но для меня это неактуально. Возможно, вам удобнее будет какой-либо другой метод.
Теперь проделаем интересную процедуру с выкройкой. Процедура эта своей нетехнологичностью мне сильно не нравится, но…
Каждую деталь складываем пополам по углу от края выкройки к центральной оси. На сгибах ставим метки.
Метки эти очень облегчают процесс стачивания готовых деталей. Возникает резонный вопрос: почему я их не проставляю сразу в Excel? Отвечу просто. Я не перфекционистка, но не придумала пока, как именно должны выглядеть эти метки: просто штрихи или составные значки. В общем, “руки еще не дошли”. С другой стороны, количество этих меток зависит от угла раствора каждого клина: чем больше угол, тем желательнее на нем большее количество меток. Так что, как только будет принято окончательное техническое решение, последует этап внедрения.
А теперь нам осталось лишь раскроить юбку и сшить, но об этом уже в продолжении. Во-первых, чтобы сократить объемы моих “комиксов”, а во-вторых, чтобы разделить возможные вопросы.
В обсуждении этого мастер-класса я отвечу на все вопросы по построению, как электронного, так и бумажного варианта выкройки.