Электронное СМИ
Главная | Команда портала | О портале | Реклама портала | Контакты | Помощь |
Меню

Разделы портала



Главная » Статьи » Подготовка учителя в колледже, вузе » Материалы конференций

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Формированию и развитию педагога-профессионала как активного субъекта образовательного процесса сегодня придается большое значение, в частности в разрабатываемых профессиональных стандартах педагогической деятельности. В связи с этим разрабатываются новые подходы к определению целей, задач и принципов образования, обосновывается необходимость пересмотра содержания образования, разрабатываются новые формы, средства и методы обучения с позиций компетентностного подхода. Компетентность определяется как новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. 

В Проекте профессионального стандарта педагогической деятельности говорится о знании педагогом современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий в учебном процессе, современных методов обучения. В рамках обсуждения Проекта стандарта хотелось бы предложить разграничить методическую и собственно информационную компетентность. От того, насколько методически грамотно педагог организует педагогический процесс, связанный с освоением учащимися структурных составляющих изучаемого предмета, зависит успешность обучающихся. Методики формирования понятий, умений, освоения содержательных линий должны войти в методический компонент подготовки учителя. В этот компонент следует также включить методику конструирования и анализа учебных занятий, поскольку именно урок по-прежнему определяет успех дела в обучении. Таким образом, методическая компетентность педагога – это определенная степень овладения методиками базовой подготовки (профессионального стандарта). 

Формирование информационной компетентности (ИК) на современном этапе развития образования следует рассматривать как одну из приоритетных задач профессиональной подготовки будущего педагога, как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности, в том числе и учебной. 

ИК – одна из ключевых компетентностей, имеющая объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного педагога. Субъективная сторона ИК определяется через индивидуальность учителя, его профессиональную деятельность, особен­ность мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства. 

Формирование ИК предполагает: 

– освоение знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий; 

– развитие коммуникативных способностей; 

– умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию. 

В составе ИК можно выделить четыре составляющие: 
мотивационную – наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;
когнитивную – наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;
операционно-деятельностную, которая демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;
рефлексивную, обеспечивающую готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.

Формирование ИК учителя является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе. 

  

Литература 

1. Данильчук, Е. В. Информационная культура педагога: методологические предпосылки и сущностные характеристики / Е. В. Данильчук // Педагогика. – 2003. – № 1. – С. 65–73. 

2. Иванова, Л. Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя / Л. Ф. Иванова // Инновации в образовании. – 2003. – № 4. – С. 69–80. 

3. Кузьминов, Я. И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) / Я. И. Кузьминов // Вестник образования. – 2007. – № 7. – С. 12 – 17. 

 



Источник: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=557&Itemid=28
Категория: Материалы конференций | Добавил: AOV (05.09.2009)
Просмотров: 3381 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Архив новостей