Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Шитьё

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

В отличие от предыдущих моих заметок на эту тему, данный опус уже вроде и не совсем мастер-класс, скорее «продолжение и дополнение» в прямом и переносном смысле. Но с другой стороны, за прошедший год на Ярмарке появились новые мастера и гости, которых, возможно, именно это применение описанного ранее способа и заинтересует.
Мастер-класс по моделированию ярусной юбки воланами, с которого и началась «вся эта эпопея с конусами», совсем не предвещал такого бурного продолжения. Построила выкройку, сшила юбку, поделилась с заинтересованной публикой… Мои настойчивые укладки конусов друг на друга, рисование разверток и прочая геометрия с арифметикой увлекли, пожалуй, больше меня, чем уважаемую аудиторию. Однако, мне к этому не привыкать. Перефразируя Жванецкого: «Бесплатный мастер-класс… он чем хорош? Не нравится — пройди мимо».

А для тех, кому это интересно или просто хочется немного отвлечься от житейской или рабочей суеты, я предлагаю свои очередные рассуждалки на тему прямых круговых конусов. Можно не читать старые опусы, я вкратце поясню, «откуда ноги растут», точнее эти самые конусы. В отличие от Чебышева, и его глобального подхода к описанию создания выкроек, я не пытаюсь представить фигуру как шар, для последующих интерполяций, а так… играю в пасочки*** в песочнице. А пасочки они какие? Берем детское ведерко, наполняем песочком, утрамбовываем, переворачиваем и получаем пасочку — по-научному это и есть прямой круговой конус.

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

***Все мы родом из детства…Пасочка(укр.) — куличик. 

Что нам стоит платье строить, нарисуем — будем шить.
Именно из таких пасочек, если пустить в ход всю имеющуюся в песочнице тару, можно построить настоящий шедевр — вот такую конструкцию.

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Все коллеги по песочнице сразу обзавидуются. Для того, чтобы вызвать здоровую зависть у «коллег по песочнице» девочкам старшего возраста я предлагаю использовать такой же принцип для моделирования шикарной юбки. Правда, в с переходом из реальной песочницы в офисную, сменились и инструменты моделирования. Песку и ведерку с совочком на смену пришел Excel. Именно Excel в данном случае упрощает работу. Можно, конечно попрыгать с циркулем и линейкой, поскладывать и поделить «в столбик» для получения такой же выкройки, но это все равно, что лепить пасочку руками из горки песка. Лучше направить энергию на создание скульптур из песка в стиле «зайчик в засаде» или «замок сказочного прЫнца», а простые пасочки — лепить с помощью ведерка… и совочка, хотя последний инструмент уже не так принципиален. Определенные навыки, конечно, потребуются и в песочнице, но не особенно, зато сколько пасочек-юбок налепить-нашить можно в свободное от сна работы время. В общем, тем, кто с детства предпочитал в песочнице лепить скульптуры, а не куличики, дальнейшее повествование, скорее всего, будет неинтересно.

Я хочу рассказать примерно о том, как в песочнице из того, что есть под рукой, изваять скульптуру в стиле «монумент «кукла Даша»: сверху торс любимой куклы, а снизу «слойка» из куличиков. А именно, как «пристыковать» юбку на основе прямых круговых конусов к выкройке лифа платья. И то, и другое может вызвать массу скепсиса со стороны коллег по песочнице и праведного гнева со стороны родителей профессионалов.

Вариант первый: «Главное, чтобы в талии сошлось»

Для платья, отрезного по талии, все очень просто. Юбка сама по себе, плечевая часть сама по себе. Хитрость лишь в том, что надо добиться совпадения размеров ОТ на платье и на юбке. Если вы знакомы с методом построения юбки, то для вас все уже очевидно. В ячейку «Обхват Талии» С2, а не B2, надо вносить разметы ОТ, снятые непосредственно с выкройки плечевой части, где уже учтен припуск на свободу облегания в талии. В описываемом случае эстетическая составляющая стыковка плечевой части и юбки нас не волнует — 1все скроет шикарный пояс» и вы можете задавать в расчете юбки то число клиньев для юбки, которое вам удобно.

Пример. Берем, например, выкройку лифа от какого-нибудь из этих платьев.

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Измеряем все отрезки по линии талии между швами и вытачками, складываем и получаем величину 1Обхват Талии, с учетом СО», заносим в ячейку С2. Измеряем обхват бедер на реальной тушке и подставляем ее в ячейку «Обхват Бедер» — B3. В идеальном случае все получится с первого раза, главное — решить какую же хочется юбку: сколько клиньев и каковы параметры воланов. То есть, юбка сама по себе, лиф сам по себе, а объединяет их только талийный шов…. и ваши взгляды на общее композиционное решение платья. Я же рассматриваю только техническую сторону вопроса — в талии сошлось и хорошо! В смысле юбка и лиф совпали в месте стыковки.
Осложнения могут наступить, если припуск на свободу облегания в талии у готовой выкройки слишком велик — фасон такой:

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

 

После «вычисления» юбки вас может поджидать сюрприз в форме верхнего клина юбки, который станет почти прямоугольником и хорошо, если не окажется, что реальный размер ОБ, даже с учетом СО, меньше выкроечного ОТ. Тут рекомендаций масса, но самое простое — увеличить размер ОБ (не плюшками объедаться, а внести бОльшую величину в соответствующую ячейку), а заодно и чуть-чуть уменьшить значение «Высота Бедра» в таблице. Однако может получиться платьице, гармонично скроенное, но совсем не на нужный размер. Так что тут поможет только наличие определенных навыков моделирования. Однако, хочу порадовать уважаемых читателей: через некоторое время я расскажу, как сделать выкройку «продвигаемой» мною юбки в варианте «На резинке». Причем, как всегда, Excel вычислит всё сам. Вот тогда можно будет и к таким платьицам «безболезненно пристыковывать» юбку воланами.
С другой стороны, у тех, кто внимательно читал этот мастер-класс, помнит, что можно воспользоваться методом расчета 4-х ярусной юбки(с кокеткой) и тогда пойдут в ход выкройки вот таких платьев:

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

… до линии бедер, а ниже — юбка ярусами, как в мастер-классе.

Вариант второй: «Прописи»

Вариант достаточно удобный, но маловероятный, как и все, что «выглядит правильным». Именно поэтому я так и назвала его. Можно потренироваться в написании букв и простых слов, чтобы понять, что и как делать при написании реального текста.
Предположим, что вы нашли выкройку платья с рельефными швами (вытачками) в плечевой части, которые разбивают линию талии на 6, 8, 12 или 100:) идеально равных частей. В теории лиф такого платья должен выглядеть примерно так:

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Но мне такая выкройка не попалась, возможно, надо лучше искать или строить самостоятельно, однако, построение выкроек классическим методом — это совсем «не моё». Но если даже предположить, что она существует (Видишь суслика? — Нет… — Я тоже не вижу. А он — есть! (с)), то можно построить юбку с числом клиньев , как в выкройке лифа и тогда совместятся и вертикальные швы на талии. Если же плечевая часть к тому же не просто с вытачками, то уже можно попробовать сделать платье не отрезное по талии, совместив каждую конкретную деталь лифа и юбки. Но на этом «сферическом коне в вакууме» я даже останавливаться не буду, а перейду сразу к следующему, наиболее реальному и понятному… с точки зрения «композиционного решения».

Вариант третий: «Продолжение следует…»

Для меня классическое, не отрезное по талии, платье с рельефами выглядит наиболее подходящей базой для «присоединения» к рассматриваемой юбке. Почему?
Во-первых, создание модели такой юбки основано на построении выкройке клина, а уж воланы — это фантазии. Во-вторых, именно на такую, базовую, модель проще всего «навесить кучу фантазий». Опять же можно поискать базовую модель с разбиением на равные, по линии талии, клинья.

Заманчиво и понятно выглядит платье, а скорее сарафанчик ,«четырехклинка», как база для фантазий:

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Однако, тут может поджидать сюрприз. Скромные ярусы волнов могут потребовать много ткани. Причем в обрезки пойдет больше, чем «в дело». Ну тут уже каждый выбирает, что ему больше по душе. Поэтому я выбираю – больше клиньев, меньше ткани. Зависимость в этом вопросе тоже не линейна, как хотелось бы, и я считаю оптимальным — 6-8 клиньев для того, чтобы и несколько солнц по подолу и расход ткани не километровый.

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Если вам повезло и выкройка нашлась, то для того, что бы клин юбки воланами, совпал с тем, что на выкройке платья, надо занести в ячейки «Обхват Талии» C2, «Обхват Бедер» C3 и «Высота Бедра» данные, снятые непосредственно с выкройки. «Пристыковывать юбку» будем с талии. Почему надо начинать именно с талии? А с нее вообще всегда надо начинать или, как минимум, определиться, где «будем ее делать». Если серьезно, то для того, что бы в Excel юбку моделировать целиком, а не только воланы. Во всяком случае, лично мне именно такой метод понятнее, с точки зрения расчета пропорций.
К тому же в таком случае можно воспользоваться выкройками лифов не только расклешенных, но и прямых платьев, а тут выбор готовых выкроек уже может быть больше.

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Но все же, равные клинья в готовых выкройках, скорее, утопия. Поэтому крылатая фраза Мичурина «Мы не будем ждать милости от природы…» подойдет и в данном случае.

Вариант четвертый: «Уральские абрикосы»

Именно не самоцветы, а абрикосы. Благодаря неустанному и кропотливому труду селекционеров, уральские дачники могут выращивать на своих участках абрикосы. Я это лично видела и пробовала их. На абрикосы похожи. Вот я и предлагаю вам побывать в шкуре селекционера этих самых абрикосов для северных широт. Находим фрукт, который нам по вкусу и начинаем его скрупулезно адаптировать к имеющемуся в наличии климату.

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Этот «фрукт» мне был по вкусу еще 20 лет назад. Но теперь я хочу слегка укротить тропическую роскошь его юбки, сделав ее более годированной, а заодно и разрезать на ярусы.
Проще всего опять же начинать моделирование от талии. Проводим измерение деталей лифа по линии талии.
Проводить ли измерения по линии бедер выкройки или тушки — решать вам, исходя из имеющегося опыта пошива конкретной модели или по журналам Burda вообще. Отличие способа измерений будет отражаться только на том, куда заносить данные: в ячейку B3 (реальные данные) или C3 (данные выкройки).
Эту модель я шила давно, на тогдашней фигуре сидело отлично, а сейчас я буду только экспериментировать с выкройкой и менять фасон юбки вцелом. Поэтому ОБ берем свои, точнее из таблицы размеров, т.е. без учета свободы облегания. Значение «Высота бедра» всегда берем оттуда же откуда и ОБ. Количество клиньев считаем по выкройке.

Результаты измерений выкройки для 42-го размера(по Burda) дали следующий результат:
Число клиниев — 8 = 4*2, т.е выкройка симметричная и всех клиньев по 2 штуки.
Средняя часть переда ОТ=8.5 см. 
Боковая часть переда ОТ=12 см. 
Средняя часть спинки ОТ=10.5 см. 
Боковая часть спинки ОТ=11 см. 
Высота бедра = 20 см.
Окружность бедер = 102 см. 
ОТ (сумма)= 2*(8.5см + 12см + 10.5см + 11см) = 84см (по таблице 78см). Значит, в С2 заносим 84см, а в В2 и В3 – 78 и 102см соответственно. СО в бедрах вычисляется пропорционально СО в талии.
Затем с удовольствием моделируем «теоретическую» юбку, как хочется или как «можется». У меня получилось вот так:

 

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

И вот, когда выкройка юбки получена, самое время опять вспомнить суть метода, которая состоит в том, что юбка предсталяется в виде последовательных прямых круговых конусов. Каждый конус представляется в виде развертки, которая разбита на фиксированное число(в примере — восемь) одинаковых клиньев. Рассмотрим на примере верхнего яруса, того, который начинается на талии. 

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Далее мне проще пояснить все, прибегнув к помощи вездесущного Ecxel, чтобы самой не проводить вычисления карандашиком на бумажке. Заодно и новую выкройку там же построить. Основным и незыблимым правилом нашей «селекции» будет соблюдение закона сохранения… площади выкройки. По сути требуется всего лишь заново разделить развертку конуса каждого яруса юбки, теперь уже не равномерно, а согласно тому, как разделен лиф: что от одного сегмента отрежем, то к другому приклеим.  

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Почему не отрезать-добавлять полосочки на готовой бумажной выкройке для равноклинной юбки? Во-первых, не барское это дело пусть вычислительная и орг.техника этим занимаются. Во-вторых, мне для удобнее заранее на все это посмотреть, до бумажного воплощения — может и идея-то провальна технически. И так вот, последовательно я намоделировала клиньев для всех частей выкройки.

Средняя часть переда ОТ=8.5 см

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Боковая часть переда ОТ= 12 см  

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Средняя часть спинки ОТ=10.5 см   

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Боковая часть спинки ОТ= 11 см

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Можно смело полученные верхние детали юбки пристыковывать к лифу и приступать к раскрою.

 

Теперь, когда основы селекции поставлены на поток, можно продолжать эксперименты уже «неправильно отрезными» 🙂 платьями:

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

или блузочкам и даже… комбинезонами. В общем, есть лиф — будет и платье 🙂

 
Вариант пятый: «Свобода — это не вседозволенность»

Техническая простота осуществления задуманного все же не должна давать обманчивого ощущения вседозволенности. Как человек, трепетно относящийся к свободе личности во всех ее проявлениях, я научилась с достаточной степенью точности, но чисто интуитивно, определять, где проходит граница между либерализмом и анархией… и практически во всех сферах. В данном случае речь идет о вмешательстве в архитектуру платья. Модельеров-профессионалов, конечно же, передернуло уже и от вышеизложенного волюнтаризма, но …
Выкройку платья, на мой взгляд, следует конструировать целиком, исходя из общего эскиза и в данном случае моя «игра в пасочки» уместна ровно до тех пор, пока я вмешиваюсь только в композиционное решение платья. О чем это я? Как бы мне не нравился силуэт вот такого, например, платья

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Для того, чтобы сделать из него «платье с воланами», недостаточно просто занести пару цифирей в Excel, его надо «перерисовать» заново. И мне бы в данном разделе хотелось предостеречь вас именно от таких ошибок.
Если провести «перерасчет», как я показала выше, то центральные клинья будут очень широкими и основная масса клеша придется именно на них, о боковые части — скромненькие. К тому же, за счет разности углов расвора клиньев и, соответственно, направления долевой, посадка юбки даже из плотного хлопка будет непредсказуема. Без точных измерений, просто «на глаз», слегка утрируя: ОТ бочков в пять раз меньше ОТ полочек.
Вот пример равноклинной юбки 42-го размера:

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

А вот какие клинья получатся, если ее просто «пересчитать». Это центральные:

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

А это боковые. Я специально привела их на той же сетке-разметке, что и центральные, для наглядности:

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Вот лично я бы не решилась в данном случае опираться на такие расчеты. Так что только вручную или программно, но не «одним нажатием кнопки». Хотя именно такие юбки были популярны в начале 80-х, я имею ввиду сочетание сильно клешенных центральных клиньев и почти прямых — боковых. Считалось, то и юбка «почти солнце» и на бедрах не фалдит, значит — стройнит (см).
У меня есть пара решений того, как уравновесить клешение, точнее «перерисовать юбку», но о них в другом мастер-классе, возможно. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир. Пусть лучше он прогнётся под нас.»(c)

Вариант пятый, реализованный: «Рукавчик — это главное, если нравится декольте»

Платье я смоделировала и раскроила раньше, чем приступила к написанию этого мастер-класса. Именно сложности и ошибки конструирования этого платья заставили меня провести предложенный выше анализ.
Платье я выбирала, исходя из формы выреза и рукава. Как «настоящая женщина» выбирает цвет автомобиля, гармонирующий с сумочкой 🙂
Исходником послужила вот такая модель

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Пристыковывала равномерную юбку шестиклинку. Рачет юбки провидился исходя из оптимального раскроя по ширине ткани: 2 нижних волана и 3 средних. 

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Как? Подправила линии рельефов лифа, заузив центральные части и увеличив боковые, как показано зеленой линией на рисунке выше. То есть, сделала с точностью до наоборот от того, что советую в этой заметке. В целом, платьице село на тушку хорошо и диспропорций кроя плечевой части я не увидела.

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Но больше так делать не буду. Буду так, как написала выше. Правда, на манекене платье сидит не очень, параметры нашей Маши (манекена) с моими совпадают только в талии, а «излишними округлостями» она не обладает… ни вверху, ни внизу. И если вверху студенческий способ в виде трех пар носок как-то спас положение, то для «округления» Машиных бедер на даче не нашлось ничего подходящего.
Юбка в этом платье солирует. Полтора «солнца», как ни крути, а покрутиться в ритме, хоть вальса, хоть диско, в этом платье точно можно.
Еще одной причиной, почему я всё же выравнивала лиф до равных клиньев, послужила ткань среднего яруса. Она была в полосочку, если бы я ее изрезала на сектора с различным углом раствора, то полоски бы стыковались некрасиво. Так что единого решения не существует… Дьявол кроется в деталях (с).

Платье как частный случай моделирования на основе прямых круговых конусов

Платье послужило еще одним доказательством того, что средний (второй) ярус должен быть по высоте не более 15% общей длины юбки, если он «разбивает юбку». С другой стороны, если он является центром композиции, то можно и больше – 20-25%. И вообще, постепенно складываются оптимальные пропорции, а после конкурса, я думаю, ответ вообще станет однозначным. Зато, благодаря этому платью, мне теперь есть что показать в заголовке галереи «В ритме танца», хотя и пришлось нарушить самой установленное правило, так как соотношение (длина юбки)/ОБ больше 60% и равна 61.1(1)%.

Спасибо за внимание и интерес.

Надеюсь, это не последний мастер-класс, связанный с моделированием на основе прямых круговых конусов или, как минимум, по использованию Excel для построения выкроек.

P.S.: Файл для расчета неравномерных клиньев можно получить в обычном пакете, со всеми остальными, по электронной почте. 

Источник: livemaster.ru
Оцените статью
Добавить комментарий