НЕСУЩИЙ
ЗНАНИЯ –
БЕССМЕРТЕН
(подготовлено по материалам, предоставленными дочерью Виктора Дмитриевича Симоненко Матяш Н.В.)
Виктор Дмитриевич
Симоненко (23.02.1937-27.03.2006) на протяжении многих лет своей научной деятельности успешно развивал
технологическое образование учащейся молодежи и зарекомендовал себя как
методолог, теоретик, практик и методист в данной области профессионального
образования.
Научно-исследовательская
деятельности Виктора Дмитриевича началась
с 1965 года. В 1978 году он защитил диссертацию на соискание ученой
степени кандидата экономических наук, а в 1988 году ему была присуждена ученая
степень доктора педагогических наук и ученое звание профессора. В 1994 году
В.Д. Симоненко был избран членом корреспондентом РАО, академиком многих
общественных академий. В 2002 году В.Д. Симоненко стал доктором экономических
наук.
Круг научных интересов
В.Д. Симоненко был довольно широк. Он вел научно-исследовательскую работу по
таким направлениям, как теория и методика трудовой, профессиональной подготовки
и профессиональной ориентации учащейся молодежи, подготовка учителя к
профессиональной работе, теория и методика экономического образования
подрастающего поколения, внедрение информационных технологий в учебный процесс
школ и вузов.
Если проследить
жизненный путь профессора Симоненко В.Д., то складывается убеждение, что он всю
сознательную жизнь готовил себя к разработке проблем технологического
образования и его сердцевины проектного обучения: окончил Таращанский техникум
механизации сельского хозяйства (техник-механик), Харьковский политехнический
институт (инженер-механик по технологии машиностроения, металлорежущим станкам
и инструментам), Криворожский пединститут (учитель общетехнических дисциплин и
труда), Высшую партийную школу при ЦК КПСС (экономика аграрного производства);
С 1956 по 1969 годы В.Д. Симоненко
работал в профессионально-техническом училище мастером производственного
обучения, преподавателем, помощником и заместителем директора, директором.
Далее – директором техникума механизации и
электрификации сельского хозяйства. В эти годы он в издательстве «Высшая
школа» издал учебно-методические пособия «Методика обучения учащихся вождению
тракторов», «Вождение тракторов и комбайнов», «Методика практического обучения
учащихся средних сельских профтехучилищ работе на машинно-тракторных агрегатах».
В те же годы им изданы в издательстве «Радянська школа» (Киев) книги «Всегда в
пути» (о водителях автотранспорта), «Знакомьтесь: профессия станочник».
С 1970 по 1976 годы
руководил промышленным и сельскохозяйственным производством Глуховского района
Сумской области.
С 1976 по 1987 годы
заведующий кафедрой методики трудового обучения, декан факультета, проректор
Глуховского пединститута, с 1987 года заведующий кафедрой и декан факультета
Брянского пединститута, который в 2001 году стал классическим университетом.
Им выпущены книги и учебники по
профориентации. Он автор учебных планов и пакетов программ по специальностям
«Методист по профориентации», «Учитель технологии и предпринимательства». Под
руководством профессора В.Д. Симоненко разработаны концепция и
программно-методические материалы по социально-профессиональному
самоопределению учащихся школ-интернатов. В 1985 году им издана книга для учителя «Профориентация
учащихся на уроках трудового обучения». В эти годы в соавторстве с А.Д. Сазоновым
издан учебник для студентов
педвузов «Профессиональная ориентация школьников». В соавторстве с В.В.
Корольским В.Д. Симоненко выпустил книгу «Общественно полезный производственный
труд учащихся».
Познал он и труд
крестьянина, и рабочего. Обучаясь в техникуме, на каникулах работал в колхозе.
Окончив техникум, неоднократно выезжал в Кустанайскую область на посевную и
уборку урожая. Работал шофером, трактористом, комбайнером, и работал неплохо.
За участие в освоении целинных земель Казахстана награжден почетным Знаком
«Золотой колос».
Так, в трудовых делах,
учебе и научной работе формировал свое мировоззрение будущий ведущий ученый
России по технологическому образованию школьников. В учебе, труде и науке
формировался его технологический кругозор, технологическая культура,
технологическое мировоззрение и мышление.
Особенно ярко проявился
исследовательский и организаторский талант В.Д. Симоненко при разработке
концепции и программы новой образовательной области знаний «Технология» и ее
внедрении в практику работы школ вместо трудового обучения, которое было
интеллектуально бедным и направлено на формирование в основном качеств
исполнителя. Эта область интегрирует в себе трудовое, начальное
профессиональное обучение и черчение.
Под руководством и при
участии профессора В.Д. Симоненко разработаны:
-
концепция формирования технологической культуры молодежи в
общеобразовательной школе;
-
теоретико-методологические аспекты технологического образования
школьников;
-
теоретические основы и
содержание технологической культуры
как социально-исторического
феномена и учебного предмета в школе и вузе;
-
основы профессиональной культуры как учебного курса для учащихся
10-11 классов;
-
естественно научные основы технологического образования
школьников;
-
основы общей технологии;
-
культурно-технологическая концепция развития общества и
образования;
-
основы профориентационной работы;
- теоретические основы технологизации и инновационности как
стратегического фактора промышленного прогресса в рыночных условиях;
-
пути технологизации как интегративной тенденции мирового
образовательного процесса;
-
концепция и программы образовательной области «Технология»,
позволяющей синтезировать познавательную и предметно-преобразовательную
деятельность учащихся;
-
общие основы методики преподавания технологии как отрасли
педагогической науки;
-
теоретические основы и методика обучения старшеклассников
творческой деятельности;
-
основы потребительской культуры и домашней экономики;
-
методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства
и осуществления межпредметных связей в этом обучении;
-
учебники по защите прав потребителя для учащихся 5-11 классов,
которые на Всероссийском конкурсе заняли 1 место;
-
методика преподавания в вузе маркетинга и менеджмента;
-
учебники «Технология» для учащихся 1-11 классов, которые выпущены
издательствами «Просвещение» и «Вентана-Граф» большими тиражами под грифом
Министерства образования РФ;
-
учебные планы и пакеты программ по новым специальностям «Учитель
технологии и предпринимательства», «Учитель экономики»;
-
государственный образовательный стандарт по специальности 03.06.00
- технология и предпринимательство (1995 г.);
-
теоретическое обоснование проектной деятельности как основной
дидактической единицы технологического образования, педагогических возможностей
проектного метода обучения, обеспечивающего целостность педагогического
процесса и позволяющего в единстве осуществлять обучение, воспитание и развитие
учащихся:
-
этапы и методика выполнения творческих проектов, а также примерное
содержание творческих проектов для учащихся 1-4, 5-9 и 10-11 классов;
-
общая и профессиональная педагогика.
К наиболее значительным
теоретико-методическим работам В.Д. Симоненко, опубликованным в последние года,
можно отнести книги «Технологическая культура и образование», «Технологизация и
инновационность образования как стратегический фактор промышленного подъема в
рыночных условиях», «Общие основы и методики преподавания технологии», «Общая и
профессиональная педагогика».
Большую
организационно-методическую деятельность осуществлял В.Д. Симоненко по
внедрению образовательной области «Технология» в практику работы учебных
заведений. В ряде школ г. Брянска и других регионов России по инициативе В.Д.
Симоненко были созданы классы технологической подготовки.
Много внимания В.Д.
Симоненко уделял организации и проведению исследований по проблемам
технологического образования учащейся молодежи и подготовки учителей технологии
и предпринимательства.
С 1992 года он являлся
председателем диссертационного совета по защите кандидатских, а с 1997 года по
2006 год и докторских диссертаций при Брянском университете.
В.Д. Симоненко
подготовлено 12 докторов наук и более 130 кандидатов наук, проживающих в разных
районах России (от Южно-Сахалинска до Армавира) и в республиках Ближнего
зарубежья.
Всего же В.Д. Симоненко,
самостоятельно и в соавторстве, опубликовано свыше 800 научных статей, 80 книг,
из них 12 монографий, 25 учебников для школ, 5 для студентов вузов. Только за
последние годы жизни он выиграл три
гранта Минобразования РФ на издание учебной и научной литературы.
Следует отметить, что около 80% от
всего количества научно-методической литературы по технологическому образованию
написано учеными Брянского госуниверситета под руководством профессора В.Д.
Симоненко.
Как председатель
учебно-методического объединения Минобразования РФ по специальности 03.06.00
"Технология и предпринимательство", он организовывал
научно-практические конференции, семинары, практикумы, совещания работников образования,
создал опытно-экспериментальные площадки, издал программы, учебно-методические
пособия, сам проводил занятия с учащимися по технологическим курсам, читал
лекции для студентов, руководителей и учителей школ, издал сборники научных
трудов по проблемам технологического образования.
В.Д. Симоненко лично побывал во
многих педагогических вузах. Проекты «Технологическое образование школьников»,
выполненные творческим коллективом во главе с В.Д. Симоненко, дважды
становились победителями на региональных конкурсах. Первые три Всероссийских
олимпиады старшеклассников по технологии проводились в г. Брянске (2000-2002
годы).
Много внимания В.Д. Симоненко уделял
организации и проведению исследований по проблемам технологического образования
учащейся молодежи и подготовки учителей технологии и предпринимательства.
С 1992 года он являлся председателем
диссертационного совета по защите кандидатских, а с 1997 года по 2006 год и
докторских диссертаций при Брянском университете.
В.Д. Симоненко подготовлено 12
докторов наук и более 130 кандидатов наук, проживающих в разных районах России
(от Южно-Сахалинска до Армавира) и в республиках Ближнего зарубежья.
Профессор
В.Д. Симоненко любил повторять мысль о том, что правители приходят и уходят, а
труды ученых остаются на века.
Можно с
уверенностью сказать, что научные труды В.Д. Симоненко длительное время будут
востребованы обществом.
Страницы портала о В.Д.Симоненко: - Важная информация для участников Первого международного заочного конкурса "Мой лучший урок технологии"
- В.Д.Симоненко в нашей памяти...
- Спец.ветка "Форума" по обсуждению эскиза и "Положения медали им. В.Д.Симоненко"
|