История возникновения вышивания и значение оберегов

Вышивка

Возникновение и развитие вышивки

Когда именно это было? История возникновения вышивки о том умалчивает. Да и неважно сейчас, когда человеку впервые взбрела в голову идея вдеть в отверстия рыбной кости, или косточки маленького обглоданного животного крепкое травянистое волокно вьющегося растения или скрученную в пальцах шерсть. Главное другое – самобытность вышивки и сегодня будоражит умы, а история её – бесконечна. Свидетельство того – сегодняшние склоненные головы над пяльцами и полотном и древние находки, с элементами вышивки. Вот, например, прекрасно сохранившиеся части великолепного убранства, что найдены на территории Древнего Китая – золотые и волосяные нити на тончайшем шелке. Этот вышитый артефакт, созданный в IV-V веках до нашей эры, и сегодня поражает своим изяществом. А чего стоит одежда богатой сарматки, что была найдена в Соколовской могиле Николаевской области! Пурпурная вышивка на золотом шитье дошла до нас из первого столетья нашей эры. А наряд захороненного мужчины из Мартыновского клада, с вышитым широким геометрическим орнаментом на груди его посмертного убранства — VI столетье…

История возникновения вышивания и значение оберегов

Семидесятиметровый «Ковер из Байе»

Пришли к нам и свидетели искусства вышивальщиц средних веков. Один из самых известных – семидесятиметровый «Ковер из Байе», с изображением множества различных животных, церемониальных строений, воинов при полной амуниции, кораблей. Вышито это монументальное полотно было где-то в конце XI-начале XII веков, а сохранилось и по сей день!
Еще один шикарный образец искусного вышивания, известный с XV века – ковер, с потрясающе ярким изображением кремлевских крестных ходов, вышитый руками жены московского самодержца Ивана III – Еленой Волошанкой (Молдаванкой). Была она дочерью Штефана Великого — молдавского господаря и княжны киевской Евдокии Олелькович (и как утверждают этнографы, именно она стала прообразом сказочной Елены Премудрой или Прекрасной – красавицы и искусницы, которую царь Иван привез в свою столицу из тридевятого царства дальнего государства). Истинно царская работа, многие века украшающая стены обители российских самодержцев.

Да что там говорить, даже в книге книг – Библии – упоминается о вышивке! И в 22-м, и в 24-м стихах 38-й главы Исхода можно подробно ознакомиться, как сын Урии — Веселил из колена (рода) Иуды, и потомок колена Данова — Аголиав делали для знати нарядные хитоны, головные повязки и нижние (нательные) платья из тонкого льна и вышивали их голубыми, золотыми, пурпурными нитями. В священном писании сказано, что Аголиав искусно владел мастерством вышивальщика. Вышивание всегда было в чести и приравнивалось к материи тонкого искусства!

Всесильный оберег

История возникновения вышивания и значение оберегов

Мокошь (Макошь) — древнеславянская богиня судьбы, плодородия и семейного очага,в ее ведении находится такое ремесло, как прядение

Если в том же Китае, где найдены самые древние свидетели искусного владения иглой, вышивание было дозволено лишь избранным, а дорогие вышитые одежды носили только самые богатые и знатные, на Руси каждая девочка делала свой первый стежок в три года. Вышивание не было для неё игрой, как и не было работой, оно было возможностью заявить о своих чаяньях и надеждах тому, кому поклонялись наши предки. С возрастанием мастерства девушки увеличивалась и сила послания, которые славяне адресовали своим покровителям и защитникам – Высшим силам. Каждый штрих на полотне имел сакральное значение, ведь в их основу были заложены важные обряды, верования и обычаи. Вышитые узоры для наших предков были своеобразной пентаграммой, где в каждом символе – целая история. Так, например, изображая ромб с точкой посредине, вышивальщица обращалась к Мокоши, женскому божеству, Богине Судьбы, которая символизировала единство с предками, достаток, землю, домашний уют и благополучие. Вышивая восьмиконечную звезду, обращались к Оку Рода. Значение и важность оберега были сильнейшими, ведь в нем заключалась воля и милость всевышнего, которую он властен подарить, как живому, так и не живому. И чем искуснее вышивальщица изображала желаемое, тем милостивее должны были быть к ней, и носителю её вышивки высшие силы.

История возникновения вышивания и значение оберегов

Древняя славянская обережная вышивка на одежде

Но, пожалуй, самым сильным оберегом была вышивка крестом. Крест – символизировал силу четырех стихий, раскинутые в защитном жесте руки, противостояние темным силам, женскую любовь и мужское начало. Умелая мастерица знала, как правильно нужно вышивать крестом, чтобы судьба была благосклонной. Каждое движение вышивальщицы имела определенное значение. Первый стежок обязательно накладывался влево, открывая женское начало, материнскую защитную энергетику, второй – вправо, призывая мужскую силу. А если вышивальщица, хотела создать не просто сильный, а мощный оберег, она старалась выполнить всю работу за один раз – в промежутке от восхода до заката солнца. Считалось, что даже самая черная магия не сможет пробиться через такую чистую защиту. Наши предки придавали очень большое значение малейшим нюансам. Вышивание было для них не простым ремеслом ради удовольствия и отдыха.

История вышивки крестом

История возникновения вышивания и значение оберегов

История вышивки крестом, вера в её силу лаконично дополняется легендой об императоре Константине, который ехал к своему супротивнику и в то же время соправителю Максимилиану – в Рим. Задумавшись о своей дальнейшей судьбе, он вдруг в небе над собой увидел изображение креста, и надпись, начертанную невидимой силой: «сим победишь». Значение этого видения, император тут же истолковал как послание высших сил, и сделал увиденный символ своей личной эмблемой, водрузив её на место орла, что до той поры красовалась на его штандартах. А победив коварного врага у моста Милвиана, Константин окончательно уверился в силе христианского бога, и, запретив все гонения на учеников Христа, приказал использовать непобедимую символику во всех церемониальных торжествах, в том числе и в украшении одежды. Ризы церковнослужителей разрешалось вышивать только крестом. Так вышивание стало обязанностью тех, кто назвал себя Христовыми Невестами и Слугами Бога – обитателей монастырей.

Церковная вышивка

История возникновения вышивания и значение оберегов

Вышивка с изображением голубя, трактуется как прощение Господом наших прегрешений

С легкой руки императора Константина вышивка стала украшать не только одежды священнослужителей, но и убранство кафедры, алтаря. В храме божьем появились особые символы, значение которым чистота и любовь, возрождение и воскрешение. Так, например, символом бесконечной праведной жизни стал для истинно верующих цветок, что пророс из Евиных слез, когда она покидала рай – нарцисс или пасхальная лилия. Значение вышивки с изображением голубя, трактуется как прощение Господом наших прегрешений. Бабочка – воскресение заблудшей души.

Со временем искусные мастерицы стали вышивать образа – именно так с греческого переводится слово «икона». Скорее всего, толчком возникновения этого искусства рукоделия стала потребность в мобильности воинов Христа, каждый из которых обязательно должен был взять в военный поход икону. Вот только деревянные образа затрудняли и отягощали движения, а их точная вышитая копия была практически невесомой.

История возникновения вышивания и значение оберегов

Церковная вышивка, с сохранением всей строгих канонов и четко выстроенных традиций, была благостной, но отнюдь не легкой работой. Послушницы и монахини (а прежде иконы дозволялось вышивать только при монастырях), окропленные святой водой, использовали только лицевое шитье. При этом, каждый раз, протыкая иглой полотно, они обязательно шептали: «Господи!», а возвращая её с изнанки: «Помилуй!». Кроме того, все вышивание сопровождалось еще и чтением книги Ветхого Завета и житием святых. Только при таких условиях значение вышивки и приобретало именно ту благостность, что должна даровать икона для истинно верующих и молящихся.

Потом к лицевому шитью добавился мельчайший бисер, которым вышивали облачение святых и оклад иконы.

До возникновения «светских» послаблений вышивание образом было делом избранных. Сегодня вышивать иконы могут, в принципе, все, кто мастерски владеет иглой и не обязательно делать это только лицевым шитьем, разрешается и не канонический, но такой символический, обладающий силой магической защиты крест. Но все же лучше делать это после проведения определенных обрядов: причастие, благословение батюшки, прочтения молитвы. Тогда значение вышивки будет нести тот же обережный и благостный характер для всех, кто обращает к ней глаза.

Святая Варвара — покровительница вышивальщиц

История возникновения вышивания и значение оберегов

Святая Великомученица Варвара — покровительница вышивальщиц

Как у древних славян Мокошь была женским божеством, так и у православных христиан есть покровительница, открывающая двери судьбы для мастериц иглы и нити – святая Варвара. Её именины отмечаются 17 декабря. Этот день – день вышивальщицы. Существует легенда, что святая великомученица, став Христовой Невестой, была столь искусна, что вышивать ризы Иисуса, было поручено именно ей. В её день нельзя было ни стирать, ни шить, ни по хозяйству управляться. Зато в день вышивальщицы можно и нужно было программировать свою судьбу, призывая святую в помощь – вышивать. Особенно это необходимо было девушкам, которые хотели удачно выйти замуж. Считали, что если в этот день приняться за вышивание свадебника (свадебного рушника) или сорочки в подарок суженому, замужество будет не только скорым, но и желанным, благополучным. (Кстати, история возникновения этой приметы имеет глубокие язычески корни, ростки которых и гармонично вписались в православие.)

Благоговела Варвара особенно тем, кто делает правильные свадебные рушники, а не просто «рисует» на них узоры. Каноническое исполнение: аккуратная вышивка на сплошном (не сшитом!) трех-пятиметровом полотне, где в первую очередь вышивается «плюс» — правый мужской конец. В последнюю «минус» — женская левая сторона. Причем вышивать нужно одной иглой, не меняя её от начала до конца работы, шелковыми или шерстяными нитями. Иначе значение вышивки теряется, как и её сила.

Стихи о вышивке

История возникновения вышивания и значение оберегов

Веками хранит народ свои добрые традиции, приумножая их историю. А о том, что люди любят, чтят, ценят, чем восхищаются и восторгаются, они обычно пишут стихи и песни. Это изюминка нашего народа: красиво о красивом. Стихи о вышивке бывают патриотично-лиричными:

Держу старинный вышитый рушник.

Он, как живой, прильнул ко мне доверчиво.

На нем – душа, вплетенная в цветы,

Душа народа – образы из вечности.

А бывают очень личными, признательными, повествовательными. И в каждом стихотворении о вышивке, звучит признание в любви волшебному искусству, что со дня своего возникновения, дата которого затерялась в глубине веков, радует ярким узором жизни и сегодня. Вот, например, такие стихи о вышивке:

Уже кукушка правнукам кует,

А хмель с калиной, словно вновь родился.

Живут они на вышивке моей,

Как посмотрю – так заново родился.

Хмель, калина – старинные атрибуты защиты славянской культуры. Не теряя своей красоты и значимости, они прекрасно уживаются в колорите современной жизни.

И крестику есть место в стихах о вышивке:

Ласкаю диво дивное из песен:

Так крестик вышит —

Щедро-щедро вьется.

Седеет за окошком серый вечер,

Мне ж мамина сорочка улыбнется.

Стихи о вышивке очень популярны и на форумах вышивальщиц. Современные искусницы, слагая их, не только прославляют древнее магическое волшебство, они продолжают писать историю вышивки. Каждый свою – особенную. Но от того не менее прекрасную.

Видео: история вышивания крестом и золотом


Источник: vnitkah.ru
Оцените статью
Добавить комментарий